Контроль авиационных двигателей с использованием видеоэндоскопов

Обследование двигателя бороскопом

В настоящее время складывается тенденция перехода на эксплуатацию авиационной техники по фактическому техническому состоянию. Такая система эксплуатации теоретически имеет ряд преимуществ перед сложившейся планово-предупредительной системой эксплуатации и ремонта.

Содержание статьи

Диагностика авиационных двигателей

В настоящее время складывается тенденция перехода на эксплуатацию авиационной техники по фактическому техническому состоянию. Такая система эксплуатации теоретически имеет ряд преимуществ перед сложившейся планово-предупредительной системой эксплуатации и ремонта, особенно, в условиях нынешней финансово-экономической обстановки. Вырабатывающая остатки ресурса авиационная техника, отсутствие реальной финансовой возможности у эксплуатирующих организаций для закупки новой авиационной техники в необходимом количестве и ряд других причин диктуют необходимость в новых подходах к основным принципам эксплуатации и ремонта авиационной техники.

Одним из необходимых и очень важных условий для успешной эксплуатации по техническому состоянию является расширение объемов, введение новых принципов и, по необходимости, новых современных средств контроля технического состояния (как технической диагностики, так и неразрушающего контроля). Решению этой проблемы в настоящее время в достаточной степени способствует интенсивное развитие различных средств технической диагностики, в том числе и неразрушающего контроля, как в России, так и за рубежом.
 

Оборудование для обследования авиационных двигателей к содержанию

Одним из наиболее широко применяемых методов неразрушающего контроля при эксплуатации авиационной техники является визуально-измерительный контроль технического состояния авиационных двигателей. Приборы визуального контроля проточной части авиационных ГТД (в основном жесткие и гибкие оптоволоконные эндоскопы), которые имеются в настоящее время в организациях, эксплуатирующих двигатели, позволяют решать только задачи осмотра труднодоступных мест конкретным оператором. При этом степень разрешения невысока (определяется количеством стеклянных волокон в пучке), отсутствуют возможности наблюдения дефектов с различных ракурсов, измерения и документирования обнаруженных дефектов, а их может быть множество, плохая изоляция, некачественные сварные швы, где не справились со своей работой сварочные аппараты, не всеми приборами можно выявить недостатки, даже тепловизоры не всегда помогут.

Профессиональные промышленные видеоэндоскопы

Таким образом, результат оценки технического состояния авиационного ГТД в значительной степени зависит от квалификации оператора-дефектоскописта и высокотехнологичного оборудования, в данном случае видеоэндоскопов. При этом возможны ситуации, как субъективного завышения, так и занижения степени опасности дефекта. В связи с этим, необходимы такие средства визуального контроля проточной части авиационных ГТД, которые позволят обеспечить:
 

  • простой доступ к тем элементам авиационного ГТД, визуальный контроль которых требуется согласно нормативно-технической документации;
  • наблюдение дефектов с высокой степенью разрешения в различных ракурсах;
  • измерения этих дефектов с высокой точностью;
  • документирование результатов контроля в максимально удобной форме;
  • эффективное и безопасное, как для авиационной техники, так и персонала, использование этих приборов в различных условиях эксплуатации (временных, климатических и т.п.).


В настоящее время одной из наиболее эффективных визуально-измерительных систем, наиболее полно отвечающих вышеперечисленным требованиям, являются видеоэндоскопы Olympus. Принципиальное отличие видеоэндоскопов от всех других систем заключается в том, что изображение контролируемого объекта формируется с помощью высокочувствительной видеокамеры, расположенной в дистальном конце зонда эндоскопа. Использование видеосигнала для передачи изображения открывает широкие возможности для его наблюдения и обработки.

В России использование таких эндоскопических систем в целях эксплуатации и ремонта авиационной техники, согласно действующему законодательству возможно после проведения технической экспертизы (оценки эксплуатационных, метрологических и экономических характеристик) соответствующими государственными органами и оформления решения на их эксплуатацию в ФСВТ России.

Необходимо отметить, что в настоящее время  уже успешно проведена техническая экспертиза видеоэндоскопов и получено положительное заключение от ведущей организации ВВС РФ в области неразрушающего контроля. Кроме того, проводится необходимая работа с ГосНИИ ГА по оценке различных характеристик эндоскопического оборудования с целью оформления заключения на применение его в ФСВТ РФ и внесения в отраслевой Реестр.

Все публикации

Другие публикации

  • 3 причины добавить в свой арсенал зонд с внутренним рабочим каналом

    Коммерческие авиакомпании имеют сжатые сроки для выполнения тех или иных задач, поэтому техническое обслуживание выполняется строго по графику, и начинается с оснащения команды необходимыми инструментами визуального контроля. Читайте о трех причинах добавления в свой арсенал зонда с внутренним рабочим каналом.

  • C-скан развёртка в УЗ ФР для контроля коррозии и расслоений

    Принцип C-скан развёртки, который используется для контроля коррозии и расслоений отводов трубопроводов. C-скан развёрстка - это двухмерное представление данных, которое представляет собой вид сверху, изображение плоскости объекта контроля на выбранном участке глубины.

  • IQ FireWatch — эффективное решение для предотвращения природных пожаров

    Обеспечение пожарной безопасности — одна из главных задач государства. Лучший способ не допустить природный пожар — предупредить его, найти очаг возгорания на стадии задымления и принять меры по тушению. Мы знаем, как предотвратить природные пожары на ранней стадии и у нас есть для этого проверенное решение.