Диагностика ЛЭП

Диагностика ЛЭП

Диагностика линий электропередач с вертолёта с использованием тепловизора и ультрафиолетовой камеры. Обнаружили коронные разряды на дефектных изоляторах и проводниках.

Содержание статьи

Авиационные диагностические комплексы при контроле технического состояния энергетического оборудования

Оптические методы и аппаратура занимают особое место при контроле электроразрядных и тепловых процессов, благодаря дистанционности и оперативности процесса измерения, а также высокой информативной способности. 

Актуальной задачей обеспечения безаварийной работы аппаратов ОРУ (открытое распределительное устройство) является своевременное обнаружение механических повреждений опорных изоляторов различного назначения. До настоящего времени задача решалась путем вывода оборудования из работы и визуальным осмотром или локальным ультразвуковым контролем фарфора. Метод требует отключения оборудования и обладает низкой производительностью, что является его основным недостатком. Перспективным направлением в этой области является контроль технического состояния опорных и подвесных изоляторов методами регистрации ультрафиолетового излучения короны, возникающей в дефектных зонах изоляторов и при термографическом контроле.

Ниже представлены некоторые результаты практического применения оптико-электронных систем, чувствительных в ультрафиолетовой, инфракрасной и видимой области спектра. Система контроля ультрафиолетового излучения короны использовалась для определения дефектов изоляторов линий высокого напряжения и других аппаратов ОРУ 220-750 кВ. Хорошее совпадение результатов контроля полученных ультравизором с данными тепловизионных измерений атмосферы наблюдается при высокой влажности атмосферы.

Коронный разряд на дефектных изоляторах

Рис.1. Коронный разряд на дефектных изоляторах и повреждение элементарных проводников высоковольтной линии (справа термограмма)

Одно из важных прямых применений системы ультрафиолетового контроля в электросетях и подстанциях, является контроль состояния гибкой ошиновки ОРУ и ЛЭП. 

В качестве иллюстрации рис. 2 приведен типичный случай механического разрушения элементарных проводников гибкой ошиновки и повреждения проводников линии ЛЭП высокого напряжения после удара молнии. 

Коронный разряд на повреждениях элементарных проводников

Рис.2. Коронный разряд на повреждениях элементарных проводников ошиновки ОРУ (слева) и высоковольтной линии (справа)

Сопряженное видимое и ультрафиолетовое изображение объекта позволяет легко установить место и характер протекающего явления. В ряде случаев термографическое изображение дает возможность уточнить причину и степень развития дефекта. В виду того, что коронный разряд дает незначительный уровень тепловыделения, дефекты в изоляторах обнаруживаются по ультрафиолетовому излучению задолго до перехода процесса в фазу теплового пробоя. 

Значительный интерес представляет применение ультравизора для контроля загрязненности подвесных и опорных изоляторов, а также контроль и определение наличия трещин в опорных изоляторах разъединителей и выключателей. На рис. 3.а представлен характерный вид ульрафиолетограммы при контроле опорного изолятора разъединителя с начальной фазой образования трещины в оголовке. Появление трещины в оголовке опорного изолятора стимулировалось механическими нагрузками и нагревом контактного соединения (термограмма рис.3.б).

Коронный разряд в области оголовка

Рис.3. Коронный разряд в области оголовка при механическом повреждении опорного изолятора разъединителя (а) и его термограмма (б)

Современные тепловизионные системы и системы контроля ультрафиолетового излучения дополняют друг друга и позволяют повысить вероятность обнаружения дефектов практически любого электрического оборудования на рабочем напряжении и под нагрузкой. Данный метод диагностики при широком применении позволяет, по совокупности измеряемых характеристик, принимать обоснованные технические решения о поддержании эксплуатационной надежности действующего оборудования и своевременном проведении ремонтов.

Видеоматериалы к содержанию

Предлагаем вашему вниманию несколько видеороликов, позволяющих наглядно ознакомиться с возможностями камер























Все публикации

Другие публикации

  • MFL — введение в технологию

    На видео показан принцип работы магнитного метода неразрушающего контроля Magnetic Flux Leakage (утечка магнитного потока). Видео предназначено для новичков. Путём простых объяснений и приведения аналогий показывается физика процесса.

  • Тепловизоры FLIR на борту яхт Ferretti Group

    Яхты Ferretti Group — это роскошные резиденции на воде. Компания Ferretti считается символом скоростных моторных яхт класса «люкс». Отличительные черты яхт Ferretti — это сочетание смелого динамичного дизайна, роскоши и уникальных технических характеристик. Все свои яхты Ферретти оснащает тепловизорами FLIR. Тепловизионная камера на яхте или круизном лайнере — это неотъемлемая часть системы безопасности судна.

  • Видеть, оставаясь незамеченным — тепловизор для спецтехники

    Видеть, оставаясь незамеченным - главное требование для спецтехники во время выполнения специальных заданий. Тепловизор позволяет ориентироваться в темноте как днём, при этом оставаться незамеченным, выводя тепловизионное изображение местности на экран монитора в салоне. Очень часто тепловизорами оснащают свои внедорожники охотники.